Biturbo и Twinturbo.
Вы не раз слышали названия TwinTurbo (твинтурбо) и biturbо (битурбо), но в чем же разница? А разницы на самом деле никакой! twinturbo и biturbo – это все маркетинговые уловки и различные названия для одной и той же системы турбонаддува.
Вопреки убеждениям некоторых «экспертов» название систем не отображают схему работы турбины – параллельную или последовательную (секвентальную).
Например, у автомобиля Mitsubishi 3000 VR-4 система турбонаддува носит название TwinTurbo. В автомобиле стоит двигатель V6 и у него две турбины, каждая из которых использует энергию выхлопных газов из своих трех цилиндров, но задувают они в один общий впускной коллектор. Например у немецких автомобилей есть схожие по рабочему принципу системы, но называются они не TwinTurbo, а BiTurbo.
На автомобиле Toyota Supra с рядной шестеркой установлены две турбины, система турбонаддува называется TwinTurbo, но работают они в особой последовательности, включаясь и выключаясь с помощью специальных перепускных клапанов.
На автомобиле Subaru B4 тоже стоят две турбины, но работают они последовательно: на низких оборотах дует маленькая турбина, а на высоких, когда та не справляется, подключается вторая турбина большего размера.
Давайте теперь по порядку разберем обе системы BiTurbo и TwinTurbo, а точнее, что о них пишут в интернете:
BiTurbo – система турбонаддува, представляющая собой две последовательно включаемых в работу турбин. В этой системе используют две турбины, одну малого размера, а вторую большего размера. Маленькая турбина раскручивается быстрее, но на высоких оборотах двигателя маленькая турбина не может справиться с компрессией воздуха и созданием нужного давления. Тогда подключается большая турбина, добавляющая мощный заряд сжатого воздуха. Следовательно, минимизируется задержка (турболаг), образуется ровная разгонная динамика. Системы BiTurbo весьма не дешевое удовольствие и обычно устанавливаются на автомобили высокого класса.
Эта система может быть установлена как на двигатель V6, где каждая турбина будет установлена со своей стороны, но с общим впуском. Либо на рядном моторе, где установка турбины осуществляется по цилиндрам (напр, 2 для малой и 2 для большой турбины), так и секвентально, когда на выпускном коллекторе сначала устанавливается большая трубина, а потом маленькая.
TwinTurbo – данная система отличается от BiTurbo тем, что нацелена не на снижения турбо-лага или выравнивание разгонной динамики, а на увеличение производительности. В данной системе применяются две одинаковые турбины, соответственно производительность такой системы турбонаддува эффективней, чем системы с одной турбиной. К тому же, если применить 2 небольших турбины, схожих по производительности с одной большой, то можно снизить не желаемый турболаг. Но это не значит, что никто не использует две больших турбины. Например, в драг-рэйсинге(вид автогонок на прямой дистанции) могут использоваться две больших турбины для еще большей производительности.
Система TwinTurbo может работать как на V-образных моторах, так и на рядных. Последовательность включения турбин может варьироваться, как и на BiTurbo системах.
А для еще большего веселья никто не мешает вам поставить сразу 3 турбины или более. Цель преследуется такая же, как и для TwinTurbo. Должен заметить, что такое зачастую применяется в автоспорте и никогда на серийных автомобилях.